Микросхем всевидящее око

 
На этой неделе меня несколько раз пытались упорно и обстоятельно взломать. Сначала был атакован мой аккаунт в телеграмме, затем почта, в завершение неизвестные доброжелатели попробовали сбросить все мои пароли в соцсетях. Признаюсь, по жизни я не был чересчур щепетильным человек в отношении  личных данных, мне представлялось, что я не имею серьёзного интереса для мошенников, но каким-то чудом за пару-тройку месяцев до нынешней хакерской атаки установил на всех сетевых ресурсах, которые использую для работы, так называемую «‎двойную индетификацию» — это меня и выручило.
 
 
В общем, затея со взломом моих аккаунтов провалилась, но ситуация дала повод всерьёз задуматься о безопасности персональных данных. Всё-таки мы с друзьями делаем довольно влиятельный информационный проект в телеграмме, специализирующийся на освещении военных и околовоенных событий, репутацию мы завоёвывали годами, а в случае взлома наших аккаунтов и получения доступа к самому ресурсу — похоронить её можно меньше чем за час. Поэтому по результатам этих хакерских атак мы решили провести собственное мини-расследование и обратились для этого к дружественным it-специалистам. 
 
Выяснилось, что, по крайней мере, частично систему безопасности злоумышленники все-таки взломали. Дело в том, что каким-то образом им удалось перехватить код подтверждения для входа в телеграм, который приходит на телефон автоматически в случае попытки авторизироваться в аккаунте с незнакомого гаджета. Сделать это можно было, по сути, только тремя способами — с помощью дубликата симки, взломав почту либо запустив на телефон условный троян (ну или какой-то специальный вирус), способный считывать входящие сообщения.
Мы сделали обращение в офис мобильного оператора насчёт наличия дубликата симки, подробно объяснили ситуацию, скинули скриншоты, на которых зафиксированы попытки взлома. К вопросу подключился отдел по работе с вип-клиентами, к разбору полётов там приступили с энтузиазмом, почти сутки проводили внутреннее расследование — в итоге позвонили и заверили, что никакого дубликата не существует — утечка данных с кодом подтверждения при авторизации произошла не через сим-карту. Так что оставалось два варианта — почта или вирус. Для изучения обоих пришлось как следует покопаться в самом телефоне, в его настройках, а также в настройках всех браузеров и приложений.
 
Исследование настроек — а это анализ того, какие приложения и программы имеют доступ, например, к моей геолакации, камере, микрофонным динамикам, в каких браузерах сохраняются введенные мною запросы и данные - исследование всего этого происходило, в общем-то, на моих глазах и произвело на меня неизгладимое и мощное впечатление. Я, конечно, слышал о том, как за нами следит «большой брат», какой это имеет масштаб, и кино про Сноудена тоже смотрел — но при этом не представлял насколько глубоко самые обычные люди вовлечены в этот процесс тотального сбора и мониторинга персональной информации.
 
Во-первых, большую часть настроек, которая обеспечивает контроль и передачу данных о всех ваших действиях, сделанных с помощью гаджета, вы получаете автоматически, просто приобретая телефон. Я, например, год назад, после того как варварски уничтожил очередной Iphone, приобрел наконец бюджетный Xiaomi и совершенно точно сам ничего в нём специально не настраивал. С его помощью можно было звонить, заходить в интернет, пользоваться мессенджерами — меня больше ничего особо и не интересовало. Разве что скачал пару приложений (такси, расписание электричек — ничего криминального). 
 
На войне в Донбассе Iphone на передовой запрещали категорически - противник (ВСУ, которых курируют спецслужбы США) легко отслеживал по нему наши перемещения. Как выяснилось, китайские смартфоны в этом смысле ни чуть ни лучше. Судя по всему, настройки, установленные производителем пакетом на все устройства, также как и в случае Iphone позволяют аккумулировать огромные количества ваших приватных данных. Ума не приложу, где хранятся миллиарды терабайт этой информации, на каких серверах, впрочем, ваш смартфон сам по себе просто кладезь для мошенников и спецслужб (как показывает практика, иной раз они могут действовать заодно) — исходным настройкам следить за вами помогают и скаченные в последствии приложения. Они тоже устанавливаются с автоматически (!) настроенными функциями — то есть имеют доступ к микрофону, камере, сим-карте, геолокации и так далее.
 
Подытоживая, скажу только — для того только, чтобы отключить доступ к личным данным пары-тройки приложений и браузеров профессионалу-программисту понадобилось порядка часа. А чтобы обезопасить себя от взлома на сто процентов пришлось снести вообще все данные с телефона, начать нашу с ним личную жизнь с чистого листа. Наверное, люди из it-сферы знали все эти штуки и до этой колонки. Но я, простой военкор, был искренне потрясен соприкосновением со всевидящим оком микросхем.

Бизнес-джет за счёт человеческих жизней

Зачем Минздраву «‎самолёт для миллиардеров»‎ и кого собирается «лечить»‎ Скворцова в бизнес-джете премиум класса?

В конце мая этого года в аппарат правительства РФ поступило письмо за подписью министра здравоохранения Скворцовой, в котором глава ведомства обосновывает необходимость покупки элитного французского бизнес-джета Falcon вместо отечественного SSJ - якобы для санитарных целей. Благодаря источникам в аппарате, документ оказался в нашем распоряжении, поэтому мы считаем в праве детально проанализировать цинизм наших чиновников, которые вместо рационального подхода к заботе о человеческих жизнях, по факту, заказывают дорогущие «игрушки», которые не каждый фигурант российского «списка Forbes» может себе позволить.

Начнём с того, что момент для подачи заявки на покупку французского Falcon — был выбран самый подходящий. Если так вообще можно говорить в подобных случаях. Документ датирован 24-ым мая. Напомню, 5-го мая в Шереметьево произошла катастрофа SSJ 100, в результате которой погибли десятки человек. Это стало поводом нападок на Sukhoi (возможно, отчасти и справедливых), общественное мнение было настроено резко отрицательно в отношении отечественной авиации в принципе и особенно к проекту SSJ 100. 

Что ж, обеспокоенность Минздрава можно было бы понять — если бы в разгар критики Сухого, там бы подобрали на роль санитарного самолёта аналогичное по классу и параметрам воздушное судно. Согласитесь, это было бы логично и по-человечески понятно. Однако на волне негативного хайпа по SSJ Скворцова вместо здоровой альтернативы Сухому (пускай даже и зарубежного аналога) заказывает элитный Falcon, который называют «самолётом для миллиардеров».  И это всё не просто какие-то мои домыслы (я далёк от невнятного оппозиционного и «аля-Навальный» популизма) - это следует из документа, подписанного главой Минздрава.

 
Для понимания. Вместимость Falcon плюс минус 15 человек, а того же SSJ - порядка 90 пассажиров. То есть если мы говорим о санитарном самолёте, который необходим прежде всего при серьёзных и масштабных катастрофах (взять, например, нынешнее наводнение в Иркутской области), когда пострадавшие исчисляются десятками — должны же чиновники Минздрава понимать, что целесообразнее иметь для таких задач более вместительное воздушное судно, а не бизнес-джет. По факту, элитный самолет министерство заказывает в ущерб реальным человеческим жизням, лишая конкретных людей (десятки людей) потенциального спасения и оказания жизненнонеобходимой и квалифицированной помощи. Числа и статистика упрямы и логичны — разве нет?

Что же касается разницы в стоимости самолётов Falcon и SSJ, то приведенные в письме цифры действительно, мягко говоря, взяты с потолка. Это вам подтвердит любой эксперт по авиации. Если верить Скворцовой — то Falcon чуть ли ни на миллиард дешевле SSJ 100. На самом же деле даже при поверхностном мониторинге (без учёта специфических комплектаций) легко установить, что цена на отечественный самолёт начинается с 30 млн. долларов, а на Falcon с 50 млн. долларов — как говорится, Гугл в помощь. Откуда же взялись расценки, указанные в письме Минздрава —для меня всё-таки большой вопрос

Впрочем, логика руководство министерства, судя по всему, беспокоит меньше всего. Так, например, их совсем не волнует то обстоятельство, что мало приобрести элитный бизнес-джет — его необходимо ещё и обслуживать. Учитывая, что Falcon 7X самолёт французского производства, то все комплектующие у него, само собой иностранные. Обслуживать его в РФ просто на просто не представляется возможным. В условиях европейских санкций фактор, согласитесь, немаловажный. Движки же у Falcon и вовсе от американской компании Pratt & Whitney и если у частных лиц и миллиардеров нет проблем с доступом к запчастям и комплектующим, то у государства такие проблемы могут возникнуть.

В целом же абсурдность ситуации можно проиллюстрировать следующим примером. Приобретать Falсon в качестве санитарного самолёта, это всё равно что отправить на работу в скорую помощь двухместный спорткар Ламборджини. Никто в мире так не делает. Поэтому не сложно догадаться, кто на самом деле собирается летать на элитном бизнес-джете, щеголяя перед коллегами статусным воздушным судном для миллиардеров. 

Популярное в

))}
Loading...
наверх